Журналистика всегда мне казалась чем-то эфемерным, но реально существующим, беспечным, но жутко серьезным. В общем, прjтиворечивые чувства вызывало у меня это ремесло. Да-да, именно ремесло, потому что профессией назвать трудно: если ты писать не умеешь, то уже и не научишься даже в суперкрутом вузе. А если умеешь, то хоть три класса у тебя образования - поработаешь с годик и станешь нормальным журналистом. Беда и простота этой работы в том, что никакая теория не помогает - только практика. Наверное, поэтому журналистов или не любят (че там уметь-то? Пиши, че в голову придет!), или уважают (Он журналист, значит общается с сильными мира сего - политиками, бизнесменами, министрами, звездами эстрады).
Но то простые обыватели. А что же думают по поводу СМИ чиновники, в частности те, кто отвечает за рынок труда? Они солидарны с первой категорией граждан и считают, что быть журналистом - все равно что быть, например, проституткой: вроде и получаешь деньги, а работы никакой не делаешь. В таком отношении чиновников я убедилась сегодня лично, когда пришла вставать на учет на биржу труда.
Ход мой был корыстный, конечно: сейчас фриланс - штука капризная, да и много не заработаешь. Поэтому хотелось некоторой финансовой помощи от государства в виде пособия по безработице. Приперлась я туда с авторскими договорами, ибо московские гонорары у меня были хорошие. Но не тут-то было! Оказалось, что все эти договоры, по которым я в Москве статьи писала, сродни долговой расписке: я вам буквы - вы мне деньги. Написание статей в нашей стране не считаются трудом, а потому выходит, что я год нигде не работала.
Но это еще полбеды! Стали меня вносить в базу данных, а там нет ни одного раздела, близкого к журналистике: ни издательства, ни СМИ, ни масс-медиа - ничего нет. Только профессионально-технические и образовательные учреждения. Мы с инспектором программу эту вдоль и поперек пролистали, вздохнули и внесли меня в рубрику "Оказание прочих услуг". И вот тут самое интересное: по закону лицам, зарегистрированным в этом разделе, обязаны предлагать любую работу, не требующую квалификации, - хоть дворника, хоть курьера. Женщина-инспектор виновато улыбнулась и выдала мне два направления - одно на вакансию посудомойки, другое - разнорабочим на склад. Абсурдность ситуации понимаю и я, и она: у человека высшее гуманитарное образование и семь лет стажа в журналистике - а его направляют посуду в столовку мыть. И все потому, что журналистики нет в списке профессий данной программы!
Ну и заключительным штрихом приведу слова специалиста-диспетчера, которая направления к инспекторам раздает. Я ей подаю все свои договоры, а она очки приспускает, смотрит на них почти презрительно:
- Статьи, штоль, корябала в Москве?
- Сейчас уже не корябают, а на клаве набивают, - пытаюсь пошутить я.
Она вздыхает, набирает номер телефона юриста и спрашивает:
- Люд, тут журналистка пришла с договорами... ну да, авторские договоры, что она им статейки пописывала...
Про учителя, поди, не сказали бы, что "она там у доски похаживала"... А потому не ходите, люди, в журналистику! Это как раз та сфера, где сделаешь хорошо - не заметят, а сделаешь плохо - в лицо плюнут.