Когда я еще училась на учителя русского языка, нам рассказывали о детях с врожденной неграмотностью. Нет, не о тех, у которых орфография и пунктуация вызывает затруднения в силу патологий развития головного мозга, а о совершенно нормальных людях, вернее, детях, которые просто почему-то не могут запомнить, что ЖИ-ШИ пишется через И. И вот я уже 148 лет как не студентка филфака, я даже в школе поработать успела. И с каждым годом я все отчетливее понимаю, что не бывает людей с врожденной безграмотностью. Бывают патологии мозга и интеллекта, и бывает тупость. Простая человеческая тупость. Отупление. Когда человеку плевать на все - начиная от правил орфографии и заканчивая своим поведением, зачастую неадекватным и даже асоциальным.
А теперь разберемся подробнее. Кат - для тех, кто
асилит многабукаф.
Сейчас, чтобы избежать половины гневных отзывов (то есть два из четырех), сразу оговорюсь: я сейчас говорю о тотальной неграмотности, а не об опечатках и о моментах, когда случайно что-то проскакивает. Да, каюсь, я однажды написала слово "Зделать" и долго не могла понять, что мне в нем не нравится. Но это игры разума, те самые осечки, которые дает даже самое смазанное и пристреленное ружье.
Так вот, о безграмотности. Мое мнение, как дипломированного учителя русского языка, таково: чтобы писать грамотно, надо просто думать. Думать, о чем ты пишешь. Ведь, строго говоря, в русском языке довольно небольшую часть информации нужно "просто запоминать, потому что нельзя понять". Это всякие словарные слова и дефисные написания. Ну и всякие тонкости вроде склонения иностранных имен. Я, конечно, не замеряла, но по моим ощущениям таких вот чисто зубрительных слов в русском языке не более 20%. Может, и меньше. Остальное - просто вдумчивое написание - и никакого мошенничества.
Вот недавно сын моей подруги, девятиклассник, пишет: "лошединая грива". Спрашиваю его: "Что значит "лошединая"?" Отвечает: "Которая у лошади". Я говорю: "Напиши это слово". Пишет - лошАдь. Спрашиваю снова: "Почему в существительном в корне А, а в прилагательном - Е?" У него такое лицо, словно от открыл новую планету. Ему просто в голову не приходило, что это однокоренные слова. Вернее, нет, не так. Он прекрасно знает, что они однокоренные, но ему это знание ни о чем не говорит. Ну однокоренные. И дальше ничего не следует, он не строит связи. Если начинаешь спрашивать, что такое "однокоренные" - отвечает. Даже правило назовет. И даже исправит Е на А, потому что ну ясен же пень, что корни должны быть одинаковы во всех однокоренных словах. То есть если с ним об этом говорить 10 минут, он все поймет, он согласится и даже посмеется над своим лошЕдиным написанием. Но начнет писать дальше - и снова ошибка. На этот раз слово "молАтый кофе". Спрашиваю: "Молотый кофе - это тот, который..." - "МолОли!" - радостно заканчивает парень. Бьет себя кулаком по голове и исправляет А на О.
Это мы типа к ГИА готовились. После разговариваем так уже, за жизнь. За чаем. Я говорю: "Петь, вот ты пишешь - о чем ты думаешь?" Он не сразу ответил, обмозговал и говорит: "Да ни о чем..." Для него процесс написания слов настолько же интуитивный и механический, как жевательный рефлекс. Поставили ужин на стол - жуй. И он ест машинально, рефлекторно. Кстати, он по жизни такой: ему говна в тарелку наложи – он говно съест. Слушает музыку всю подряд. Играет в игры – во всех подряд. Ему совершенно без разницы, что надеть. Он может на торжественное мероприятие прийти в спортивном костюме. Нет ничего любимого, ничего такого, что он бы выделял. Ему все по барабану, он не задумывается, не умеет оценивать, не умеет анализировать.
Мы с ним потом проводили эксперимент. Я говорю: «Буду тебе диктант диктовать, а ты пиши медленно, но вдумчиво. Думай о значении каждого слова, думай о том, что ты пишешь, как это звучит у тебя в голове». Написали мы 6 предложений. В них всего 6 ошибок. Раньше было по 10 на одно предложение. Просто человек сделал над собой усилие и думал. Думал и применял знания.
Вот и весь рецепт грамотности. Грамотные люди думают о том, что пишут. А безграмотным просто лень думать. Ими владеет сила отупления.
@темы:
граммар-наци,
Люди
И вот под этим А безграмотным просто лень думать. Ими владеет сила отупления. особенно.